Пресс-центр /

Интервью с резидентом технопарка ООО "Элмейс"

30 сентября, 2019

Путь в технологическое предпринимательство у каждого свой, он полон экспериментов, неожиданных выводов и решений. Поиск лучших практик всегда сопряжён со смелостью признать свои заблуждения, чтобы начать все заново и достичь в итоге успеха. Липецкий технопарк – это та экспериментальная площадка, где можно пробовать, ошибаться, делать выводы, ставить новые вопросы и находить новые ответы. Так рождаются инновации. И сегодня Анна Дорохина пообщалась с ребятами, которые уже год являются резидентами технопарка, соучредителями ООО «Элмейс» - Александром Колупаевым и Дмитрием Каравановым. Они имеют достаточно смелости отказываться от неработающих вариантов в пользу лучших практик.

Д.А. - Расскажите о себе.
А. К. - Это случилось в студенческие года, когда мы были на втором курсе ЛГТУ (паралельных потоках: я – электропривод, а Дмитрий – АСУ) и просто начали интересоваться возможностями дополнительного заработка так, чтобы можно было совмещать с учёбой. В самом начале я начал заниматься репетиторством по физике, а Дмитрий начал заниматься разработкой небольших сайтов. Так и познакомились. Я обратился к Дмитрию за помощью по разработке личного сайта для продвижения своих услуг по репетиторству. Этот сайт, кстати, до сих пор функционирует. Дальше мы вместе стали интересоваться инвестированием и получением пассивного дохода. Мы уже привыкли к свободному графику работы и занятием интересным для себя делом, поэтому пришли в предпринимательскую деятельность.
Д.А. - Дмитрий, а как у Вас началась предпринимательская деятельность?
Д.К. - Я на втором курсе стал писать веб сайты и нашёл первого клиента и потом как-то пошло потихонечку.
Д.А. - А трудно было найти первого клиента? Как это случилось?
Д.К. – Я сначала разработал свой первый сайт сам и его выложил в интернет и через 10 дней мне звонит первый клиент – предприниматель, занимающийся продажами дверей и говорит, что хочет сайт. Это был первый заказ, и кстати, благодаря моему сайту к нема пошли клиенты.
Д.А. - Я так понимаю, что первый клиент вдохновил дальше заниматься этим делом?
Д.К. - Еще как! Это был первый и успешный опыт.
Д.А. - А дальше как вы решились на первый свой совместный проект?
А.К. - Ну у нас 2 проекта. Первый – это электронный марткетплейс. Это мы сразу замахнулись на большое. С ним мы стали резидентами Технопарка. У нас с Дмитрием есть компетенции в IT-области, у каждого немножко свои. Мы посмотрели, что может быть востребовано на рынке и решили создать свой собственный интересный и востребованный на рынке продукт. Основная концепция была в том, чтобы сделать сервис максимально «социальным», сблизить на сколько это возможно взаимодействие покупателя с продавцом и повысить уровень доверия друг к другу, используя современные методы количественной оценки данных, экономические модели, работающие по принципу «машинного обучения» и блокчейн-технологии. В дальнейшем мы столкнулись с многими сложностями.
Д.А. - Чему Вас научил этот первый проект? Какой опыт вы с ним получили?

А.К. - Во-первых, эта модель бизнеса маркетинговая и нужен очень большой объем трафика. И первый вопрос, который возник в ходе реализации - «Откуда брать трафик?». Его взять можно у крупных гигантов таких, как Яндекс и Google, но это за очень большие деньги. Трафик сейчас принадлежит крупным игрокам и делиться им они не намерены. Поэтому сам проект требует большого объема инвестиций и найти инвестора, желающего вложиться в идею очень сложно. Это получается очень рисковое вложение. Ждать 5 лет, когда все окупится, сводит шансы на инвестиции к нулю. И остается вопрос - что делать дальше? Мы пока отложили этот проект на перспективу.

Д.А. - Я так понимаю, что вы пробовали искать инвестиции и их оказалось сложно привлечь, и вы решили пойти по пути самим создать эти инвестиции через другой проект, чтобы потом вложить в этот?
Д.К. - Да. Но этот проект научил нас командной работе, решенью проблем, работе с людьми и инвесторами.
Д.А. - Как вы принимаете решения? Есть ли у вас главный? И такой еще очень важный и болезненный вопрос для стартапов, как вы делите доли?
А.К. - Мы уже работаем около 2х лет. У нас равноправие, просто каждый из нас больше компетентен в своей области, и мы друг к другу прислушиваемся. У нас возникают споры, но они идут в лёгком формате потому, что для нас важно учитывать мнения разных людей, поэтому в итоге приходим к соглашению.
Д.К.- Доли у нас поровну и у нас все построено на доверии. Кто-то может больше поработать, кто-то меньше, а потом наоборот. В итоге получается, что все вовлечены примерно в равных соотношениях.
Д.А. - А расскажите про свой новый проект?
А.К. - На самом деле он не совсем новый. Это не то, что с бухты-барахты как манна небесная упала. Мы занимались этим давно и пятилетний опыт уже был. Начинали будучи студентами, когда нас интересовал трейдинг. Сам проект - это доверительное управление средств на финансовых рынках, рынках валюты, фьючерсы, облигаций. Мы разрабатываем IТ-продукт – программное обеспечение, которое позволяет нашим клиентам вести и инвестиционную и торговую деятельность.
Д.А. - А вы разрабатываете конкретно под клиента?
А.К. – Нет. У нас свой продукт, который мы сдаем в аренду. Если клиент зарабатывает через наш сервис деньги, то мы берем с этого комиссию. Мы не являемся финансовой компанией так, как мы не берём деньги клиента на собственные счета и с ними никакие операции не производим. Мы являемся IТ-компанией, и предоставляем клиенту IТ-сервис с настройками и алгоритмами, упрощающими работу клиента, связанную с анализом данных и принятием более верного решения. Мы подключаем свои алгоритмы и системы риск-менеджмента к торговым счетам клиента, и он зарабатывает пользуясь возможностями по обработке информации нашими сервисами. Мы берем комиссию с прибыли клиента, если клиент зарабатывает.
Д.К. - Здесь нам не требуется большого количества персонала, у нас есть свои компетенции. Есть понятный для клиентов продукт. И значительно ниже маркетинговые затраты чем в первом проекте. Наши потенциальные клиенты – это инвесторы и им важно видеть, что мы за люди сами по себе, что у нас за продукт и фактор репутации и компетентности здесь имеет большое значение.
Д.А. - Что можете посоветовать ребятам, которые хотят открыть своё дело?
А. К. - Во-первых, не распыляться, развивать свои ключевые компетенции и опыт. Во-вторых, если ищите инвестора в свой проект, то по нашему опыту инвесторы могут дать денег, если уже есть какой-то понятный продукт, есть первые продажи и спрос. На стадии просто идеи проект инвесторам не интересен. Ну и когда обращаешься за инвестициями, то ты предлагаешь долю в компании, и здесь есть риск потерять свой стартап как свой потенциальный бизнес и стать наемным работником в организации, принадлежащей инвестору, хотя ты сам этот стартап создал. А в нашем проекте наши клиенты – это и есть наши инвесторы и это очень дешевые инвесторы так, как мы не платим им долей в компании, а платим им нашим работающим под их интересы продуктом.
Д.А. - Я так понимаю, что сейчас у вас уже есть продукт и есть продажи?
Д.К. - Да. Есть первые продажи.
Д.А. - А сколько времени вы уделяете работе?
Д.К. - На самом деле в офисе мы сидим до обеда, но зато реально сама работа занимает у нас 80 процентов времени из жизни. Когда начинаешь своё дело надо готовиться к тому, что делу надо уделять практически все своё время особенно по началу.
А.К. - Это иллюзия, что сидишь на Мальдивах, загораешь, рядом ноутбук и деньги сами тебе капают на счёт. Это всегда работа, контроль, доработка систем, оптимизация. И когда суммы крупные, то психологически тяжелее перед клиентами и ответственнее.
Д.А.- Какие у вас планы на будущее?
Д.А. - Клиенты. Это на ближайший год.
Д.А.- А как вы поймете, что достигли своих планов?
А.К. - Заниматься мелкими инвесторами сейчас для нас это трудозатратно. Поэтому сейчас наш фокус внимания на крупных инвесторов, у нас есть дня них коммерческие. В дальнейшем мы планируем, когда чуть-чуть разовьемся, заниматься мелкими инвесторами, но это больше через партнерский сервис.
Д.А. – Желаем Вам реализовать задуманное.