Пресс-центр /

Федеральный закон №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» 2018 в вопросах и ответах

7 июня, 2018

Реформа ККТ в вопросах и ответах

С прошлого года в России действуют поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». В 2018 году ожидается еще один этап кассовой реформы. На вопросы о новшествах в применении ККТ отвечает исполняющий обязанности начальника контрольного отдела УФНС России по Липецкой области Вячеслав Валерьевич Гетманский.

1. В чем заключается новый порядок применения контрольно-кассовой техники.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ внесены радикальные изменения в части, касающейся порядка применения кассовой техники, а также существенно расширена категория лиц, для которых применение ККТ станет обязательным. Современные контрольно-кассовые машины - это, можно сказать, специализированные миниЭВМ. Они могут быть как простенькими кассами для рыночной торговли, чтобы «просто пробивать чеки», так и очень сложными устройствами, работающими в составе компьютерно-кассовых сетей.
Новый порядок основывается на том, что современные кассовые аппараты подключаются к интернету и сразу передают все сведения о расчетах в режиме онлайн в налоговую службу через информационного посредника - оператора фискальных данных.

2. На чем основан новый порядок.
В основе нового порядка – электронный чек. С одной стороны, фиксация каждого расчета с невозможностью дальнейшей его незаконной корректировки, а с другой стороны – предоставление покупателю возможности гарантированно проверить легальность любого чека и быстро и удобно пожаловаться в налоговую службу.
Всегда, когда применяется касса – формируется электронный чек. Неважно, направлен он покупателю или нет (например, покупатель при покупке через интернет магазин не оставил адрес электронной почты или номер телефона).

3. Преимущества новой системы.
Реформа применения кассовой техники дает значительные возможности. Вот некоторые из них:
1) регистрации ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России без посещения налогового органа;
2) направление электронных чеков покупателю без затрат на чековую ленту;
3) отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации;
4) практический отказ от проверок добросовестных налогоплательщиков;
5) сокращение издержек за счет отказа от обязательного технического обслуживания и увеличения срока службы фискального накопителя.

4. Что получают граждане (обыкновенные покупатели) от новой системы.
Покупателям новая технология дает дополнительную защиту своих прав, как потребителей, за счет возможности получить чек не только в бумажном виде, но и в электронной форме у оператора фискальных данных и в своей электронной почте, что в случае необходимости при потере бумажного чека послужит доказательством совершения покупки.
Кроме того для покупателей разработано бесплатное мобильное приложение, которое позволяет получать и хранить чеки в электронном виде, а также проверять их легальность, добросовестность продавца, или сообщать о нарушении в ФНС России.

5. Кто будет обязан применять онлайн-кассы.
Применять ККТ должны практически все налогоплательщики, осуществляющие денежные расчеты, в том числе и те предприниматели, кто осуществляет торговлю непродовольственными товарами на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, и других территориях, отведенных для осуществления торговли. К таким товарам относятся:
- ковры и ковровые изделия;
- одежда;
- кожа и изделия из нее;
- вещества химические и продукты химические;
- изделия резиновые и пластмассовые;
- оборудование электрическое;
- мебель и т.д.
Ранее при реализации указанных товаров на рынках предприниматели были совсем не обязаны применять кассовую технику.

6. Итоги 1-го этапа реформы перехода на новый порядок ККТ.
С 1 июля 2017 года старый порядок прекратил свое действие и все «старые» кассовые аппараты сняты с учета в налоговых органах.
В короткий срок налоговая служба обеспечила все условия для реализации реформы: запущен механизм электронной регистрации, разработаны и приняты необходимые подзаконные акты, обеспечено ведение реестров, организована работа с деловыми сообществами на федеральном и региональном уровнях, созданы оперативные штабы с участием уполномоченных по правам предпринимателей и деловых сообществ, реализуется масштабная информационная кампания.
Это позволило, несмотря на допущенную производителем проблему нехватки фискальных накопителей, завершить первый этап реформы и перевести на новый порядок тех налогоплательщиков, которые раньше применяли контрольно-кассовую технику.
В Липецкой области с момента вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ налогоплательщиками зарегистрировано 13017 онлайн-касс, снято с учета – 527 ед. ККТ. По состоянию на 01.04.2018 на учете состоит 12490 единиц новых онлайн ККТ, принадлежащих 3990 налогоплательщикам По состоянию на 01.03.2018 на учете состоит 12485 ед. новых онлайн ККТ, принадлежащих 3943 налогоплательщикам (1744 ИП – 2567 ККТ, 2246 юр.лиц – 9923 ККТ).

7. Что предстоит сделать по продолжению реформы.
В этом году предстоит пройти более сложный, второй этап реформы, который предусматривает переход на новый порядок для налогоплательщиков, которые раньше были не обязаны применять ККТ. В общей сложности, с учетом категории налогоплательщиков, для которых сроки применения ККТ перенесены на 01.07.2019, на территории Липецкой области около 21 тыс. налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, патентную систему, оказывающих услуги населению, также при торговле отдельными наименованиями непродовольственных товаров на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, потребуется зарегистрировать порядка 30 тыс. ККТ.

8. Cроки второго этапа реформы. Кто имеет право на дополнительную отсрочку.
До 1 июля 2018 года на новую систему обязаны перейти плательщики ЕНВД и ПСН, осуществляющие розничную торговли с использованием наемных работников и оказывающие услуги в сфере общепита, также использующие наемных работников. По базе данных информационных ресурсов к этому сроку обязаны зарегистрировать ККТ порядка 2600 налогоплательщиков, из них уплачивающих ЕНВД - 628 юридических лиц и 1930 ИП, а также 32 физлица, применяющих патентную систему налогообложениея.
Учитывая многочисленные обращения налогоплательщиков из сферы малого бизнеса, законодателем продлены сроки 2-го этапа реформы.
Плательщики ЕНВД или патента, не занятые в сфере торговли и общепита, получили отсрочку до 01.07.2019. При этом не имеет значения, есть у них наемные работники или нет.
В случае, когда плательщик ЕНВД или ПСН занят в сфере торговли или общепита заключает трудовой договор с наемным работником, то он обязан зарегистрировать ККТ в 30-дневный срок с момента заключения договора.

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ отсрочку применения ККТ до 1 июля 2019 года получили:
1) организации и ИП являются налогоплательщиками ЕНВД, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 - 5, 10 - 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ;
2) ИП являются налогоплательщиками ЕНВД, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 - 9 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (розничная торговля и оказание услуг общественного питания), и не имеют наемных работников.
3) ИП, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных подпунктами 1 - 15, 18 - 28, 30 - 44, 49 - 58, 60 - 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) ИП, которые применяют ПСН, осуществляют виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры. При наличии работников, обязанность применять ККТ у данной категории налогоплательщиков наступает с 01.07.2018;
5) Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, независимо от системы налогообложения (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, оказывающих услуги общественного питания).
Причем, указанная отсрочка действует лишь в том случае, если покупателю (клиенту) выдается документ, подтверждающий факт осуществления расчета, или бланка строгой отчетности (БСО) в порядке, установленном старой редакцией Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ.

9. Допустим, плательщик имеет право на отсрочку применения ККТ и не выдает документ, подтверждающий расчет, или БСО. Или документ выдан, но на нем отсутствует какой-то обязательный реквизит. Будет ли в этих случаях налогоплательщик привлечен к административной ответственности.
В случае не выдачи документа, БСО налогоплательщик будет привлечен к ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, поскольку без выдачи названных документов условие от освобождения от применения ККТ не соблюдается.
Неуказание предусмотренного действующим законодательством реквизита документа, подтверждающего расчет, а равно и БСО, влечет за собой ответственность по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Состав реквизитов документа строго регламентирован. Отсутствие любого обязательного реквизита не позволяет идентифицировать документ как БСО или документ, подтверждающий расчет, что приравнивается к его невыдаче. Таким образом, не соблюдается условие освобождения от применения ККТ.

10. Каким образом будет осуществляться переход ко второму этапу реформы.
Предстоит еще очень большой объем работы.
Во-первых, нужно досконально проработать и понять логистику рынка Липецкой области, в том числе в целях недопущения злоупотреблений со стороны отдельных игроков рынка, в частности, центров технического обслуживания.
Во-вторых, создать в регионе здоровый информационный фон, который успокоит каждого конкретного налогоплательщика и даст ему понимание, что наша задача – не заставить его перейти на ККТ и поймать на ошибке, а помочь в спокойном режиме, провести его через «эту историю», пусть с ошибками и помарками, но без серьезных последствий.
Это потребует, с одной стороны, работы со СМИ, активного взаимодействия и информационно-разъяснительной работы с деловыми сообществами на местах, с другой стороны – индивидуальной работы с соответствующими налогоплательщиками, насколько это возможно.
С этой целью Управлением федеральной налоговой службы по Липецкой области совместно с производителями ККТ, операторами фискальных данных (ОФД), центрами технического обслуживания (ЦТО) ККТ проводятся бесплатные семинары для налогоплательщиков, обязанных применять новую ККТ на втором этапе реформы.
Кроме того, учитывая, что не все налогоплательщики Липецкой области имеют возможность присутствовать на проводимых в Липецке семинарах, районные налоговые инспекции с участием представителей ЦТО, сотрудников управления потребительского рынка администрации Липецкой области также проводят кустовые семинары для своих налогоплательщиков.

11. Федеральным законом № 349-ФЗ предусмотрены налоговые вычеты в связи с приобретение онлайн-кассы. Кто может получить налоговый вычет?
Механизм получения налогового вычета, который уже предусмотрен Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», дополнен положениями НК РФ, предусматривающими основания и условия уменьшения индивидуальным предпринимателям суммы налога, исчисленной при применении ЕНВД, ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ с функцией онлайн передачи данных в налоговый орган в размере не более 18000 рублей на каждую ККТ. Обращаю внимание, что налоговый вычет предоставлен только ИП, являющимися плательщиками ЕНВД или ПСН.
Плательщики ОСН и УСН никогда не были освобождены от применения ККТ. Соответственно, налоговый вычет на данную категорию плательщиков не распространяется.
В расходы по приобретению ККТ включаются затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и прочих), в том числе затраты на приведение ККТ в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
Одним из условий применения налогового вычета является регистрация ККТ в налоговом органе в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года (для ИП, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания, и имеющих наемных работников, - с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года).
Уменьшение суммы налога производится при исчислении единого налога за соответствующие налоговые периоды 2018 и 2019 годов, но не ранее налогового периода, в котором индивидуальным предпринимателем зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
Причем, расходы по приобретению контрольно-кассовой техники не учитываются при исчислении единого налога, если были учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения.

12. Закон вступил в силу и соответственно за нарушения нового порядка применения ККТ предусмотрена ответственность.
В связи с введением нового порядка применения ККТ изменилась система штрафов.
Осуществление расчетов без применения ККТ, или применение ККТ без фискального накопителя влечет ответственность как за неприменение ККТ - в виде административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
- на юридических лиц - в размере от 3/4 до 1 размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.
Кроме того, с 01.07.2017 применение ККТ, которая не соответствует новым требованиям, влечет:
- для должностных лиц - предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
- для юридических лиц - предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Для справки. Пунктом 2 статьи 2 Закона N 290-ФЗ внесено дополнение в пункт 1 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Введенная норма позволяет налоговым органам:
- осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе проводить проверки;
- получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении таких проверок;
- проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники;
- проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Наделив налоговиков новыми полномочиями, законодатель одновременно ввел норму административного наказания за непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники. Такое деяние влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц - от 1 500 до 3 000 руб.;
- на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.
Ненаправление при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных Законом о применении ККТ, может повлечь за собой предупреждение или административный штраф (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц - 2 000 руб.;
- на юридических лиц - 10 000 руб.
Срок давности привлечения к ответственности, исчисляемый со дня совершения соответствующего правонарушения, за все нарушения, связанные с применение ККТ, увеличен до одного года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Тем не менее, основная задача налоговых органов направлена не на привлечение добросовестных налогоплательщиков к административной ответственности, а на оказание им практической помощи по переходу на новый порядок применения ККТ.
13. Будут ли вноситься изменения в действующую редакцию закона № 54-ФЗ.
За год реформы выявилась необходимость внесения точечных изменений в Закон № 54-ФЗ., направленных на оптимизацию применения ККТ отдельными категориями налогоплательщиков. Госдумой в 1-ом чтении 28.02.2018 принят законопроект № 344028-7.
В частности, предусматривается право налогоплательщиков в сфере вендинговой торговли использовать одну кассу на весь парк торговых автоматов.
Расширение термина «расчеты». Законопроектом предлагается следующая редакция: «расчеты – прием (в том числе получение предварительной оплаты или авансов) или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах, зачет предварительной оплаты или авансов, предоставление и погашение займов для оплаты за товары, работы, услуги (в том числе по осуществлению ломбардами кредитованием граждан по залог вещей) либо представление или получение иного встречного предоставления…».
Таким образом, к расчетам относятся:
- прием или выплата в наличной и безналичной формах за товары, работы, услуги;
- зачет предварительной оплаты или авансов;
- предоставление и погашение займов для оплаты за товары, работы, услуги.
Фискализация безналичных платежей освободит налогоплательщиков от дополнительных запросов налоговых органов, а банки - от составления соответствующих выписок.
Предлагаемое распространение фискализации на безналичные расчеты будет способствовать выходу рынка из серой зоны и выравниванию конкурентных условий, особенно при интернет-торговле.
Применение онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов послужит основой для освобождения ряда налоговых режимов от бремени самостоятельного налогового декларирования и позволит переложить его на налоговые органы.
В настоящее время законопроект проходит процедуру подготовки к 2-му чтению, идет работа по внесению поправок. Думаю, что поправки не изменят суть законопроекта, а будут носить дополняющий и уточняющий характер.
14. Где можно ознакомиться или получить информацию по новому порядку ККТ.
На специализированном разделе сайта ФНС (переход на новый порядок) размещена актуальная информация о ценах на новые модели кассовой техники, включенных в реестр, о возможностях и стоимости модернизации, включая фискальный накопитель, с техническими характеристиками на каждую модель кассового аппарата, необходимая контактная информация, а также ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.
Кроме того, Управлением и налоговыми инспекциями на местах проводятся «открытые классы» пошаговой регистрации ККТ через личный кабинет налогоплательщика, а также по вопросам порядка применения ККТ с наглядными примерами и видеоматериалами.
Контактный телефон регионального Управления ФНС по вопросам применения ККТ: (4742) 23-95-58. Все контактные номера телефонов, в том числе ИФНС, размещены на нашем сайте - налог.ру 48 регион
.